Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей работе предлагается анализ лексических средств выразительности, употребляемых в концептуальной сфере «Здоровый образ жизни», на материале интернет-изданий «Эксперт online» и «Коммерсантъ».
Актуальность работы определяется растущим влиянием медиатекстов – текстов любого медийного вида и жанра, посредством которых осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций, ¬– в сети Интернет. На сегодняшний день тексты СМИ «являются наиболее социально значимыми сообщениями, превалирующими над всеми другими видами текстов» . Обращение к ним вызвано тем, что медиатексты СМИ не только опосредуют коммуникацию в Интернете, донося до читателей сведения в качестве источника информации, но и во многом формируют социальную медиакультуру и ценностный облик её носителей.
Объектом нашего исследования являются медиатексты СМИ, предметом – лексические средства выразительности как составная часть электронной языковой коммуникации.
Целью работы является выявление, определение специфики и функциональности лексических средств выразительности, применяемых в лексико-семантическом поле концепта «Здоровый образ жизни».
Цель конкретизируется следующими задачами:
- проанализировать теоретические аспекты использования и особенностей лексических средств выразительности в медиатексте СМИ в сети Интернет;
- описать лексические средства выразительности, выявленные в ходе анализа публикаций в интернет-изданиях «Эксперт online» и «Коммерсантъ»;
- исследовать выявленные лексические стилистические приёмы с целью определения сходств и различий в контекстах их употребления;
- заключить о функциях лексических средств выразительности, выполняемых ими в публикациях указанных изданий, о специфике их употребления в пространстве концепта «Здоровый образ жизни».
В работе используются общенаучные методы описания и классификации языковых явлений, а также методы контекстуального, дискурсивного анализа.
ГЛАВА 1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В МЕДИАТЕКСТЕ
Медиатекст – текст любого медийного вида и жанра, посредством которого осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций1. Использование лексических средств выразительности в медиатекстах, апеллирующих к научным обоснованиям излагаемых сведений в качестве доказательств их истинности, выполняет сразу несколько функций. Прежде всего отметим, что под лексическими средствами выразительности мы в данном случае подразумеваем синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, стилистически окрашенную лексику, изобразительно-выразительные средства, фразеологизмы, многозначные слова.
Тексты, посвящённые тематике здорового образа жизни, зачастую прибегают к научно-популярной стилистике в своём изложении, что помогает им поддерживать необходимый статус актуальных, современных и эмпирически достоверных источников информации. Во многом эта необходимость (как требование времени) сама собой обуславливает данную особенность в стиле их написания.
В этой связи можно выделить следующие функции лексических приёмов, характерных для медиатекстов современных интернет-изданий.
Во-первых, обеспечение наглядности. Зачастую авторы стремятся достичь понимания читателями содержания текста посредством сопоставления научных (в данном случае, медицинских) и обыденных явлений. Делают они это чаще всего с помощью метафоры, метонимии, сравнения и т.п.
Во-вторых, оценочная выразительность. В нашей работе мы будем рассматривать публицистические тексты, которые, включая в себя и научно-популярный компонент лексики, стремятся также к экспрессивности, т.е. эмоциональной окрашенности. Это обуславливается тем, что автору необходимо привлечение внимания читателя и удержание его в процессе чтения всего текста. Специфика публицистического текста сказывается здесь, в первую очередь, в том, что автор не просто представляет фрагмент из медицинских рекомендаций (исследований) по ведению здорового образа жизни или пример такового, но и подаёт его под определённым углом, сопровождая комментариями и/или выражая какую-либо оценку. Для этого используются парадокс, гипербола, оксюморон, ирония, эвфемизм и другие приёмы.
Кроме сходств, сближающих объект нашего исследования со стилем научно-популярных текстов, у него имеются и сходства со стилем художественным, с которым его роднит уже сам факт применения средств выразительности. Ведь принято считать, что образность как средство воздействия на читателя присуща прежде всего художественной литературе, а также поэзии. Однако, как мы уже показали, эмоциональная окрашенность, выраженная в образах посредством тропов, не в меньшей степени характерна и для публицистики. Она лишь отличается ситуацией актуализации и преследуемыми ею целями: авторы медийных текстов имеют иной подход к действительности, и создаваемый ими контент ориентирован прежде всего на документальность той или иной степени.
Кроме того, медиатекст как вид публицистики имеет собственные характерные особенности, присущие в целом текстам подобного стиля. Он неоднороден по своей структуре и зачастую может представлять иметь в себе смешение не только различных стилей речи, но и различных жанровых особенностей.
В связи с этим можно говорить о выразительных средствах, присущих именно медиатекстам, в отличие от художественной литературы. Нас в этом плане будут интересовать три аспекта:
Фрагмент для ознакомления
3
«Адыгея вошла в топ-4 регионов по здоровому образу жизни населения» https://www.kommersant.ru/doc/5570153
2. «Врач-диетолог назвала популярный продукт, продлевающий жизнь на 10 лет» https://expert.ru/2022/11/1/vrach-diyetolog-nazvala-populyarniy-produkt-prodlevayuschiy-zhizn-na-10-let/
3. «Минус 47 градусов: в Якутии прошел экстремальный легкоатлетических забег» https://expert.ru/2022/12/11/minus-47-gradusov-v-yakutii-proshel-ekstremalniy-legkoatleticheskikh-zabeg/
4. «На Кубани количество строгих сторонников ЗОЖ сократилось на 47%» https://www.kommersant.ru/doc/5258532
5. «На страже ЗОЖ» https://www.kommersant.ru/doc/5502685
6. «Органика на блюде» https://www.kommersant.ru/doc/5368519
7. «Полезные десерты Jean René» https://expert.ru/2022/12/20/poleznyye-deserty-jean-rene/
8. «Терапевт объяснил, почему к некоторым людям постоянно "цепляются болячки"» https://expert.ru/2022/11/26/terapevt-obyasnil-pochemu-k-nekotorym-lyudyam-postoyanno-tseplyayutsya-bolyachki/
9. «Ученые дали совет, как нужно спать, чтобы не повышалось давление» https://expert.ru/2022/11/5/uchenyye-dali-sovet-kak-nuzhno-spat-chtoby-ne-povyshalos-davleniye/
10. Базанова А. Е. Литературоведение и журналистика: использование эмоционально-экспрессивных средств в медиатекстах // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2011. №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturovedenie-i-zhurnalistika-ispolzovanie-emotsionalno-ekspressivnyh-sredstv-v-mediatekstah
11. Ильина Д. В. Использование изобразительно-выразительных средства в информационных жанрах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 231–233. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46224.htm.
12. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. — М.: МГУ, 1980.
13. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. — М.: МГУ, 1982.
14. Фаткуллина Ф.Г., Хабиров Р.Р. МЕДИАТЕКСТ В СОВРЕМЕННОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18258
15. Хомутова Т. Н., Петров С. Г. Функционирование лексических средств художественной выразительности в научно-популярном тексте (на примере метафоры) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-leksicheskih-sredstv-hudozhestvennoy-vyrazitelnosti-v-nauchno-populyarnom-tekste-na-primere-metafory